Эта статья посвящена таким явлениям японской культуры, как манга и аниме.
Страница: 1/9
«Думать, что правда (синдзицу) хорошо,
а вымысел (усо) — плохо,
значит, не понимать перемен,
происходящих в мире».
Сико
Актуальность этой работы заключается в том, что на данном этапе развития, эти виды искусства являются феноменами всей мировой культуры. Почитатели этих видов искусств есть во всех государствах.
В этой работе будут вкратце рассмотрены те философские идеи, которые бытуют на данный момент, в аниме и манга. Мы попытаемся проследить истоки этих идей и сравнить с западными философскими учениями. Это попытка - в который раз доказать, что взаимодействие в любом его виде, может давать жизнь воистину потрясающим шедеврам.
Из названия статьи ясно, что речь пойдет о вещах противоречивых, которые могут исключать философию, но в то же время могут заключать в себе особое философское составляющее - анимеизм[1] . Этот новый термин вводится нами для того, чтобы показать всю значимость явления, наблюдаемого на данном этапе истории, явления становления новой философской школы.
Анимеизм – течение в философской мысли, ещё не окончательно оформившееся, главными отличительными признаками являются:
1. сочетание философских идей Запада и Востока;
2. использование различных религиозных концепций;
3. использование различных политических доктрин, теорий;
4. попытки реабилитировать, пересмотреть или развенчать те доктрины, которые оставили заметный след в истории;
5. в качестве формы предоставления информации используется аниме и манга, преимущественно японского производства;
6. отражение различных фактов, как мировой, так и национальной истории;
7. попытка разрешить проблемы, которые грозят человечеству в будущем (например – экологические, глобальное потепление, истощение полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды);
8. попытка разрешить проблемы социальные, политические, построение новых политических теорий об идеальном государстве.
Мы можем выделить некоторые черты присущие японской философии в целом: во-первых, это латентный характер, во-вторых - недосказанность, своеобразное «молчание».
Здесь можно сослаться на Т.Григорьеву высказавшую в своей работе «Мурамацу, верящий в Россию» такие мысли:
«Хайку рождаются в полной тишине, в состоянии концентрации духа, когда забываешь о себе. И опять вспоминается Судзуки: «Все вещи появляются из неведомой бездны тайны, и через каждую из них мы можем заглянуть в эту бездну... Когда же чувства достигают высшей точки, мы замолкаем... Художник Дзэн двумя-тремя словами или двумя-тремя ударами кисти выскажет свои чувства. Если он выскажет их слишком полно, не останется места для намека, а именно в намеке заключена вся тайна японского искусства». О, это целая философия, или мировоззренческая установка на небытийность сущего. Небытие соотносится с Бытием, как целое с частью. Всё уже есть, и не надо мудрствовать, изобретать теории, правила, нужно лишь довериться потоку Естественности или Самоестественности, и все само собой будет свершаться. И то, что будет свершаться, будет напоминать о прекрасном, ибо в основе всего лежит Красота. Потому хайку ненарочито, ненавязчиво. Это всегда прикасание к тому, что невидимо и трепетно, не терпит вторжения. Хайку появляются, когда ум свободен от самого себя, в состоянии муга («не-я»), мусин («не-мышления», «не-умствования»). Тогда и просыпается истинный человек, в котором все истинно, — и ум, и чувство, не посягающие на истинность другого»[2].