Букё сёхатто (buke shohatto, 武家諸法度), выражаясь литературным языком, переводится как «Несколько законов для военных домов».
Страница: 1/2
Если быть точнее, то под этим названием известно «13 законов о военных домах» - сборник указов, выпущенных сёгунатом Токугава для регулирования жизни даймё и остальных представителей аристократии самураев. Эти законы легли в основу системы наделов, бывшей в свою очередь основой всего режима Токугавы.
Содержание указов рассматривалось в качестве некоего кодекса поведения, который описывал поведение благородного даймё в целом, а не только давал указания на законы, которым нужно неукоснительно повиноваться.
Впервые указы были зачитаны перед собранием даймё отставным сёгуном Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu) в замке Фусими в седьмом лунном месяце 1615 года. Указы были в первую очередь нацелены на ограничение полномочий даймё и защиту власти сёгуната над страной. В зачитанных указах щедро использовались классические китайские тексты и более раннее японское законодательство.
В то время правил сын Иэясу, Токугава Хидэтада, который официально обнародовал указы вскоре после чтения в замке Фусими, а каждый последующий сёгун официально переиздавал их, всё более усиливая ограничения для даймё и сжимая в руках сёгуната всю полноту власти. Также следует отметить, что с течением времени правила, разработанные изначально, существенно изменились и в этом, в общем-то, нет ничего удивительного.
Законы, опубликованные в 1615 году
1. Потомок рода самураев должен посвятить себя соответствующим воинским искусствам, подобающим аристократии – стрельбе из лука, искусству фехтования, искусству боя верхом и классической литературе.
2. Развлечения и приятные занятия должны проходить в разумных пределах и на них не должно тратить чрезмерные суммы.
3. Феодальный надел (han) не должен быть пристанищем беглецов и бандитов.
4. Из доменов должны изгоняться мятежники и убийцы.
5. Даймё не должны участвовать в социальных взаимодействиях с людьми – ни с простолюдинами, ни с самураями – из других доменов.
6. Замки могут быть отремонтированы, но об этом нужно доложить сёгунату. Структурные нововведения и расширения запрещены.
7. О формировании клики или банды заговорщиков в соседних областях необходимо сообщать в сёгунат без промедления, равно как и о расширении защитных сооружений или количества военных сил.
8. Браки между даймё и лицами, облечёнными властью или положением, не должны организовываться в частном порядке.
9. Даймё обязаны являться в Эдо для службы сёгуну.
10. Соглашения касательно формальной униформы должны поддерживаться.
11. Разнополые лица не должны ездить в паланкине.
12. Самураи повсеместно должны практиковать бережливость.
13. Даймё должны отобрать способных людей на должности администраторов и чиновников.
Указы 1615 года содержат основное ядро философии сёгуната касательно самурайского кодекса поведения. Аналогичная политика распространялась и на простолюдинов –эти законы в свою очередь также многократно переиздавались и укреплялись в течение всего периода Эдо.
Некоторые пункты, касающиеся потребности в бережливости, являются центральной концепцией конфуцианской концепции о надлежащем управлении. Другие правила касаются расходов и требуют от людей появиться в определённых местах, представиться и зарегистрировать своё платье, способы транспортировки и другие моменты.