Игра гомоку-нарабэ сначала появилась в простейшем варианте типа «пять в ряд». Практически эта игра известна во всем мире в своем первозданном виде.
Страница: 1/3
История появления рэндзю
Местом рождения рэндзю считается дельта реки Хуанхэ в Китае. Время рождения - XX век до новой эры, то есть этой игре уже около 4000 лет! Это позволяет считать рэндзю одной из самых древних и простейших (по правилам) логических игр.
Под названием «пять в ряд» она широко распространена в мире и до сих пор, но имеет и массу других названий. Например, у нас в России эта игра известна как «крестики-нолики на бесконечном поле», в Швеции - «люфаршак», в Китае - «ущитси», в Германии - «гобанг», в Англии - «гомоку». В Японии она наиболее известна как «гомоку-нарабэ», а в большинстве других стран, помимо «пять в ряд», она часто называется «конект 5».
Международная Федерация Рэндзю приняла в качестве официального названия этой игры слово «рэндзю», означающее в переводе с японского «нитка жемчуга». Это название предложил 6 декабря 1899 первый пожизненный мэйдзин Гораки Токояма.
Дамы, аристократки императорского двора Японии, часто играли в рэндзю черными и белыми жемчужинами на деревянной доске. До сих пор в императорском музее города Киото находится доска, которую использовала императорская семья. На вопрос: «Не доска ли это для го?» - от служителя музея был получен отрицательный ответ.
Из средства проведения досуга аристократов императорского двора игра быстро попала в народные массы и, по свидетельствам летописцев 16-17 века, в нее играли все: от стариков до детей. Простолюдины использовали в качестве доски расчерченную песочницу и белые и черные камешки - гальку, которая в изобилии попадалась на побережье.
В древности го и рэндзю обозначались сходными иероглифами, игрались на одной и той же доске, одинаковыми фишками, поэтому сейчас довольно трудно определить, какую именно игру имел в виду тот или иной летописец. «Го» в переводе с японского означает «пять», и это вносит дополнительные трудности в определение, какая игра имеется в виду - «пять в ряд» или «го» - в древних текстах.
Где-то с середины 15 века стали встречаться разные называния в японской литературе, например, «какуго» (пять ступеней - яп.), «горэн» (пять в ряд), «госэки» (пять камней), «гомокунарабэ» (рука, ставящая пять камней) или просто «гомоку» (пять пунктов в ряд).
По свидетельствам древних историков, игра была привезена на Японские острова в 270 году нашей эры китайскими эмигрантами. Именно с рэндзю начиналось обучение детей всем другим японским играм. Попав на Японские острова, игра приобрела новое качество, японцы добавили в правила понятие фола 3x3. Данное правило существовало и для черных, и для белых, длинный ряд не являлся победой.
В период с 7 по 11 век император запретил играть в го и рэндзю иначе как во дворце в Киото. Однако в 1081 году этот запрет был снят.
Период войн в Японии и воцарение сёгуната привели к изменению статуса игр. Так, например, сёгун Токугава запретил азартные игры вроде костей, нардов и карт. Японский вариант нардов «сугороку» был практически забыт большинством японцев. По свидетельству японских историков, императорский двор, который остался в древней столице Киото, сохранил пристрастие к игре в рэндзю, однако победители самураи (двор правителя сёгуна Токугавы) переехали в Эдо и, в основном, культивировали го и сёги. Были открыты профессиональные школы по го и сёги, их главы получали от государства финансовую поддержку и даже имели посты при дворе сёгуна «го-докоро» и «сёги-докоро».
Таким образом, игры разделились на поддерживаемые сёгунатом го и сёги, которые культивировались самураями, и рэндзю - игра созидательного типа, не связанная с военными стратегиями, которая стала игрой для народа и опальной императорской семьи.
Только с эпохой Мэйдзи, реставрацией императорского двора, рэндзю вновь обретает второе рождение и получает поддержку императора. Выходят первые книги по теории рэндзю, проводятся первые соревнования на титул мэйдзина по рэндзю.
Государственная поддержка го и сёги прекращается. Все три игры уравниваются в возможностях. Теперь поддержку профессиональным школам в го, сёги и рэндзю оказывают газеты.
Первым мэйдзином по рэндзю в 1901 году стал Гораки Токояма владелец газеты «Йорозучо-хо», который оказал существенное влияние на возрождение японских традиционных игр рэндзю и карута. Третий пожизненный мэйдзин - Такаги Рокусаи - провел реформирование правил рэндзю и предложил уменьшить доску до размеров 15x15.
После Второй мировой войны в японском рэндзю не оказалось лидера, способного объединить игроков в одну федерацию, и в результате возникло четыре федерации, три из них постепенно объединились в одну федерацию «Нихон Рэндзю-Ся», однако еще одна японская федерация - «Зеннихон Рэндзю Ренмэй» - по-прежнему культивирует вариант игры на доске 19x19 и без правила фола 4x4 для черных. После Второй мировой войны профессиональная лига по рэндзю не восстановилась, и теперь большинство игроков в рэндзю имеют обычную профессию.
Перед каждой партией игроки определяют с помощью «нигири», кто будет играть каким цветом в данной партии. Один из играющих берет горсть черных камней, а другой берет горсть белых камней, и высыпают их на доску, далее игроки определяют четность камней, находящихся на доске. Если общее количество камней четное, то игроки начинают партию тем же цветом, что и до жеребьевки, если нет, то меняются цветом.
Первый ход в партии делают черные, это отличие почти всех восточных игр от европейских, где первый ход всегда делают белые. В китайской и японской мифологии белые и черные всегда рассматриваются как силы добра и зла, и партия в любой игре есть борьба и единство противоположностей, сил тьмы и света. Именно поэтому партию всегда начинают черные - силы зла бросают вызов. Белые - силы добра - отвечают на вызов и поэтому ходят вторыми.