Ёситоси Цукиока (Ёситоси Тайсо) был, пожалуй, последним из выдающихся мастеров традиционного для Японии искусства ксилогравюры.
Страница: 1/3
Родился он во времена сёгуната Токугава, но большая часть его взрослой жизни прошла уже в эру Мэйдзи - эпоху модернизации.
Испытывая влияние западного искусства, он в то же время боролся против потери традиционных японских ценностей, большинство своих работ обращая к напоминанию японцам, что они были и должны оставаться самобытным народом. Его нововедения в композиции, контуре являются уникальными, как в укиё-э, так и в мировой истории искусства.
Ёнэдзиро Овария (таким было настоящее имя художника) был сыном богатого купца, который купил себе статус самурая. После смерти жены, он привёл в дом новую хозяйку, но мальчик стал для неё нежелательной обузой. В три года его отдали на воспитание дяде, который был аптекарем. В этой семье не было своих детей и малыш был окружён заботой и любовью.
В 1850 году мальчика отдали в обучение в мастерскую очень известного художника Куниёси Утагавы, который дал ему новое имя Ёситоси (по традиции ученику доставалось имя с одним из иероглифов имени учителя). Когда юноше исполнилось 14 лет, он опубликовал свою первую работу - это был триптих, посвященный морскому сражению при Данноура, которое имело место в 1185 году.
Шёл 1853 год...В гавань Эдо прибыла эскадра коммодора Перри. Военная демонстрация американской эскадры вынудила в 1854 году японские власти подписать договор"О мире и дружбе". Аналогичный по содержанию документ был согласован между Россией и Японией в 1855 году (Симодский трактат). Вслед за США и Россией Японию "открыли" и другие западные страны. Закончилась изоляция Японии. Вовлечение страны в мировую торговлю значительно ускорило кризис традиционных отношений в социальной, политической, экономической сферах.
Капитуляция правительства последнего сёгуна Кэйки перед державами вызвала
массовое недовольство как значительной части самурайства, так и остальных общественных слоёв. Дешёвые импортные товары, поступавшие на внутренний рынок страны, вызвали гиперинфляцию. Местное мануфактурное и ремесленное производство было подорвано. 1850-е-начало 1860-х годов характеризуются неурожаями и голодом.В стране прокатилась волна бунтов, восстаний, волнений, включительно до 1868 года, года Реставрации Мэйдзи (Мэйдзи Исин), когда к власти вернулся император, после более чем 700-летнего правления сёгунов.
В 1868 году лидеры оппозиционного движения захватили дворец 15-летнего императора Муцухито в Киото и от его имени издали указ о свержении сёгуна. Ёситоси засвидетельствовал этот исторический факт в "Сто воинов в сражении". До 1861 года Ёситоси не выполнил ни одной работы. Это было связано с болезнью учителя. Куниёси Утагава очень переживал, что национальные традиции были обесценены, работа над печатными досками уступила место более простым способам печати - литографии и фотографии.
После смерти мастера в 1861 жизнь Ёситоси складывалась очень трудно, но надо было продолжать работать. Буквально за год он создал серию из 44 гравюр. После смерти отца в 1863 году он взял себе имя Сэссай Цукиока, работы он начал подписывать этим именем. Но первый большой успех пришёл к нему в 1865 году, когда он выпустил серию ксилогравюр на общую тему "Сто историй о привидениях из Японии и Китая".
Кабуки, бидзинга, другие темы укиё-э хорошо известны - Ёситоси разрабатывал все
эти темы. Но темой для его работ были и смерть, и насилие, и сэппуку. Заметим, что Куниёси также был автором множества серий исторических и героических гравюр, изображавших самураев в батальных сценах, изображений скелетов и т.п.
В 1866 году Ёситоси вместе с художником Ёсиику Отиаионом подготовили серию гравюр"Коллекция садизма и крови", а затем сам "Серию искусства смерти". Очень привлекал его жанр ужасов и рассказы о привидения. Есть тенденция подчеркивать этот аспект работ Ёситоси, якобы это было специфическим для его творчества и делались предположения, что Ёситоси был душевнобольным. Но надо помнить, что тема насилия имела длинную историю в укиё-э и была достаточно востребована. И всё же надо задаться вопросом о связи между социально-экономическими переворотами, насилием, беззаконием, которые проникали в общества, и популярным становился вкус к кровавому, садистскому.
И наше время не является исключением. На глазах Ёситоси происходили кровопролитные сражения гражданской войны, это питало творчество художника. В двадцать лет Ёситоси пользовался большим успехом, входил в десятку лучших художников. К 1869 году он был оценён как один из лучших. Но слава и признание придут позже.