В данной статье будут рассмотрены основные составляющие мира политического и их отображение в аниме.
Страница: 1/4
«Аниме» и «политика», казалось бы, это те слова, которые просто не могут стоять рядом в одном предложении, но если посмотреть на это сочетание совсем в другом ракурсе, представить «политику» как неизменное составляющее мира «аниме», то можно понять, что ни реальная жизнь, ни «аниме» без политики просто не могут существовать.
Политика – это неотъемлемое явление нашей жизни, ещё Аристотель говорил, что:
«Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо, Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего; природа же дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Поэтому человек, лишенный добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых позывах. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».1
«Поли́тика» — (греч. τα πολιτικά):
• Искусство управления государством и обществом.
• Совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.
В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика)».2
Простой человек просто не может существовать вне мира политики, если же он и существует, то он либо гений, либо сумасшедший (ещё одна мудрая мысль Аристотеля).
За что любители аниме, так привержены данному направлению японской культуры? У каждого есть свой ответ на этот вопрос, мне же кажется, что любить аниме можно хотя бы за то, что там открывается иной мир, совсем не тот, что пытаются отобразить в нашей политической реальности, используя всевозможные маркетинговые и немаркетинговые способы организации политического дискурса. Аниме мир показывает нам политику в той мере, в какой её творят люди, ведь политика, как явление не является абсолютно отрицательным, она не общемировое зло, которое следует уничтожить. Политику прежде всего создает человек, его руками она превращается в политику подчинения слабого сильным, его же руками политика может дать возможность реализовать себя.
И здесь снова нам придет на помощь Аристотель:
«Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа».
Если человек изначально «испорчен», то и политика его будет под стать его сущности, ведь, в конечном счете, всё зависит от человека.
Часто мы видим мир, показывающий боль и горе нетитульных иноверцев (не только отображение конфликта с одной стороны, как это происходит при освещении конфликта между албанцами и сербами), но и не только их, было бы не очень умно утверждать, что политика в аниме – это всего лишь отображение противостояния двух наций. «Политика в аниме» разнообразна, она имеет множество масок, но при этом «политика из аниме» срывает маску с «политики из реальности».
Раз уж я начала с вопроса о «столкновении» наций, то приведу несколько примеров аниме, в которых показано противоборство двух наций, или же геноцид какого-либо народа. И не важно, что это за нации, это даже могут быть вампиры и люди («Black Blood Brothers», «Trinity Blood», «Blood: The last vampire», etc.). Наиболее ярко данная проблема освящена в аниме «Full Metal Alchemist», в котором показывается не только геноцид небольшого этноса, но даже рассматриваются проблемы, связанные с геноцидом евреев и цыган в фашистской Германии. Кроме вышеназванных можно привести в пример такое аниме, как «Appleseed 2004», «Appleseed Ex Machina» (противостояние киборгов, людей и т.д.), «Chrno Crusade» (противостояние другого рода – война между людьми, демонами и богом, несмотря на то, что бога так ни разу и не показали, авторы недвусмысленно намекают, что и у бога есть свой собственный личный интерес в данной войне), «Eureka Seven» (показан геноцид иноверцев), «Animatrix» (восстание машин, противоборство людей и машин), «Code Geass: Lelouch of the Rebellion» (Великая Британия, которая повергает все остальные нации и народности… Чем не геноцид?), «Ghost in the Shell» (и даже в этом аниме есть противостояние, в одном из сезонов – это беженцы, в другом снова те же киборги, или же террористические акты, осуществляемые членами группировки партикуляристов), «Hellsing» (война между вампирами и людьми), «Monster» (здесь нет войны, одни лишь воспоминания, о детских приютах, в которых проводили эксперименты над детьми из «неблагонадежных семей», также показаны акции геноцида евреев со стороны партии «арийской крови» (на самом деле ещё одни фашисты с новым названием)), «Ruroni Kenshin» (отображение конфликта христиан с властями в период Мэйдзи, хотя христиане в Японии преследовались ещё при Тоётоми Хидэёси), «Scrapped Princess» (как это ни странно, но это геноцид одного единственного человека и проблема поиска политического убежища), «Vandread» (противостояние между мужчинами и женщинами, соответственно геноцид с обеих сторон), «Wolf’s rain» (геноцид волков, при противостоянии людей и волков). Можно приводить примеры до бесконечности, но во всех вышеперечисленных аниме, как и во многих других, не указанных мною, конфликт отображен с двух сторон, две стороны страдают, не только угнетаемые, но и угнетающие.