Период Яёй (Яёй дзидай, Yayoi-jidai; 弥生時代) – период японской истории примерно от 500 г. до н. э. до 300 г. н.э. [1].
Страница: 1/2
Своё название период получил в честь района Токио, где археологи обнаружили первые артефакты и предметы, сохранившиеся с этой эпохи.
Отличительными характеристиками Яёя являются появление новых стилей в оформлении и производстве гончарных изделий, а также начало интенсивного рисоводства.
Для определения возраста археологических находок этого периода использовался метод ускорительной масс-спектрометрии (Accelerator Mass Spectrometry), который показал, что обнаруженные глиняные и деревянные изделия были изготовлены примерно в 900-800 гг. до н.э., т.е. на почти 500 лет раньше, чем считалось до этого [2].
Особенности культуры периода Яёй
Самые ранние археологические находки периода Яёй были обнаружены на севере Кюсю [3]. Культура Яёя быстро распространилась на главном острове Хонсю, где пришедшие с материковой части Азии «новички», несмотря на то, что некоторое время они жили рядом с коренными жителями островов, в конечном счёте вытеснили местное население на север.
Керамика периода Яёй, в отличие от гончарных изделий периода Дзёмон, производилась уже на гончарном круге. Местные мастера уже умели делать зеркала, оружие и бронзовые церемониальные колокола. В I в. до н.э. началось использование сельскохозяйственных орудий.
Численность населения в период Дзёмон увеличилась, а человеческое общество стало более сложным: люди жили в постоянных домах, построенных из дерева и камня, и умели производить простейшую ткань. Также наблюдалось выделение богачей, увеличивавших свои средства через право собственности на землю и хранение зерна, что способствовало разделению общества на классы. Вожди некоторых общин в различных частях Кюсю, похоже, способствовали и политически управляли торговлей бронзой и другими престижными вещами [4]. Это стало возможным, благодаря привнесению системы ирригационного рисоводства с устья Янцзы в южном Китае через острова Рюкю или Корейский полуостров [1], [5]. Ирригационное рисоводство привело к развитию и росту оседлого аграрного общества в древней Японии.
Прямое сопоставление скелетов представителей людей Дзёмон и Яёй свидетельствует о том, что два народа существенно отличаются друг от друга [6]. Представители народа Дзёмон, как правило, были ниже ростом с относительно более длинными предплечьями и нижними конечностями, с более крупными глазами, короткими и широкими лицами, с намного более выраженными чертами лиц, в частности, с более выраженными носами. Представители народа Яёя, с другой стороны, были более высокими, с близко посаженными глазами, узкими лицами и плоскими носами. Большинство скелетов периода Кофун, обнаруженных в наше время археологами, за исключением скелетов айну и жителей Окинавы, напоминают по строению скелеты современных японцев [7]. Современные японцы, как считается, являются потомками иммигрантов, смешавшихся с коренными жителями островов, тогда как айну считаются относительно чистыми потомками народа Дзёмон.
Происхождение людей Яёй
Как уже отмечалось выше, самые ранние археологические объекты периода Яёй были обнаружены на стоянках Итадзукэ (Itazuke) или Набата (Nabata) в северной части Кюсю. Происхождение культуры Яёя обсуждается уже давно: влияние Китая довольно очевидно – в бронзовом и медном оружии, бронзовых зеркалах (докё, dokyo), колоколах (дотаку, dotaku), а также системе ирригационного рисоводства. Тремя главными символами культуры Яёй были бронзовое зеркало, бронзовый меч и королевская печать.
В последние годы всё больше археологических и генетических доказательств были обнаружены в восточной части Китая и в западной Японии в подтверждение аргумента о влиянии Китая. В период с 1996 г. по 1999 г. группа во главе с Сатоси Ямагути (Satoshi Yamaguchi), исследователем Национального музея науки Японии, сравнила останки периода Яёй, обнаруженные в префектурах Ямагути и Фукуока, с останками времён династии Ранняя Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.), найденными в китайской прибрежной провинции Цзянсу, и обнаружила много общего между черепами и конечностями людей того времени [8]. У двух черепов из провинции Цзянсу были намеренно выдернуты передние зубы – в периоды Дзёмон и Яёй эта практика перешла в Японию. Также генетические образцы, полученные от трёх из 36 скелетов из провинции Цзянсу, имеют сходства в части ДНК с образцами, полученными из скелетов жителей Японии периода Яёй.
Некоторые учёные пришли к выводу, что корейцы также оказали влияние на культуру японского общества того времени. Это влияние включало в себя «насыпание рисовых полей, новые виды полированных каменный орудий, деревянный сельскохозяйственный инвентарь, железные инструменты, технологию ткачества, керамические сосуды для хранения продуктов, окружение поселений рвами, одомашнивание свиней и др.» [9]. Это предположение также подкрепляется тем, что культура Яёя берёт своё начало на северном побережье Кюсю – более близкой к Корее части Японии. А гончарные изделия, обнаруженные в Японии того времени, очень похожи на керамику из Южной Кореи [7].
Однако, некоторые утверждают, что быстрый рост населения Японии примерно до 4 млн. человек в период между Дзёмоном и Яёем не может объясняться одной лишь миграцией. Они объясняют увеличение численности населения в первую очередь переходом от охоты и собирательства к оседлому образу жизни с ведением сельского хозяйства, в котором главную роль играло рисоводство. Вполне вероятно, что рис и появившийся впоследствии его культ привели к увеличению численности населения. Несмотря на такую теорию, есть археологические доказательства в поддержку теории о том, что приток иммигрантов с континента, занимавшихся сельским хозяйством, поглотил или вытеснил коренное население, занимавшееся охотой и собирательством [7].
Некоторые элементы керамики Яёя ясно свидетельствуют о влиянии керамики предшествующего периода – Дзёмон дзидай. Кроме этого, в период Яёй некоторое время люди жили в землянках того же типа, что и в период Дзёмон. Другими общими чертами являются обтёсанные каменные орудия для охоты, костяные инструменты для рыбалки, браслеты из ракушек, умение лакировать аксессуары и посуду.
На сегодняшний день теория о том, что люди Яёя вобрали в себя местное население, а также переселенцев из Китая и Кореи, является наиболее широко распространённой в Японии и представлена в большинстве японских учебников.