Амакуса Сиро - один из лидеров восстания Симабара.
Амакуса Сиро (Amakusa Shirō, 天草 四郎; годы жизни: примерно 1612 – 12-е апреля 1638 гг.), также известный под именем Масуда Сиро Токисада (Masuda Shirō Tokisada, 益田 時貞), был духовным лидером восстания Симабара (Shimabara).
Сын бывшего вассала клана Кониси (Konishi), Масуды Дзинбэя (Masuda Jinbei, 益田甚兵衛), Сиро родился на острове Амакуса (сегодня это Ками-Амакуса, префектура Кумамото) и принимал участие в крестьянском восстании Симабара, лидерам которого он был представлен в качестве «Четвёртого сына Неба», предсказанного иезуитским миссионером Св. Франциском Ксавьером. По предсказанию иезуита, «Четвёртый сын Неба» должен был возглавить христианизацию Японии.
Сам Сиро никогда не заявлял о своей божественности, но его последователи считали его мессией, заявляя в свою очередь, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь.
Сиро возглавлял оборону замка Хара (Hara) и погиб, когда тот пал. После подавления восстания его голова, как и головы многих других восставших, была выставлена на пике в Нагасаки на протяжении очень долгого времени в качестве предупреждения любым другим потенциальным повстанцам-христианам. Перед смертью он написал стихотворение: «Ima rōjō shiteiru mono wa, raise made tomo to naru» («Теперь те, кто был со мной в осаждённом замке, будут моими друзьями в ином мире»).
По некоторым данным, возможно, Сиро был побочным сыном Тоётоми Хидэёри (Toyotomi Hideyori).
Причины и ход восстания
Восстание Симабара имело как экономические, так и религиозные причины, поскольку произошло оно в областях, в которых обитали по большей части японцы, обращённые в католичество: при предыдущем даймё Кониси Юкинаге, который и сам был христианином, здесь активно проповедовали иезуиты.
Начиная с конца XVI в. правящие круги в Японии начали подвергать местных христиан периодическим преследованиям, которые особенно усилились с 1614 г. Кроме верховной власти, принявшейся за иноверцев, местные власти в лице даймё Мацукуры проводили весьма жёсткую экономическую политику, облагая их непомерными налогами. Но помимо налогов Мацукура имел обыкновение измываться над крестьянами, одевая их в соломенные накидки и поджигая…
В результате крестьяне начали объединяться в вооруженные формирования, к которым примыкали ронины, возглавившие восстание как военные специалисты. Одним из таких ронинов стал Амакуса Сиро.
Восставших армия сёгуната осадила в замке Хара и использовала при этом последние из известных в то время в Японии достижений военной техники, в число которых входили и тяжёлые пушки. С другой стороны, обороняющимся помогала сама природа – замок был окружён водой, так что пойти на приступ 50-тысячная армия сёгуната смогла только, когда в замке начался голод. В результате, 12-го апреля 1638 г. самураи, ворвавшиеся в Хару, убили как самого Амакусу Сиро, так и всех его сторонников, включая женщин и детей. По различным источникам, со стороны Сиро выступали в общей сложности от 23 до 38 тыс. человек.
В итоге, после подавления восстания и казни более 37 тыс. человек (в это число входят как непосредственно восставшие, так и сочувствующие им), в бунте обвинили «варваров-христиан», Япония была закрыта от мира и запретила своим жителям под страхом смертной казни покидать родину, а тем, кто уже находился вдали от родных берегов, было запрещено возвращаться. Посредством голландской торговой миссии контакты с Западом поддерживались, но при этом, что логично, они находились под полным контролем сёгуната.
Однако, полностью искоренить христианство в Японии не удалось: на севере острова Кюсю и в прилегающих районах Хонсю остались общины «какурэ кириситан» («тайных христиан»), которые временами маскировались под различные буддийские секты.
Эти «тайные христиане» за время гонений сохранили стиль и форму христианства, но при этом добавили «местного колорита», например, они испытывают сильное уважение к местным мученикам и своим предкам, фактически обожествляя их. Таким образом, можно сказать, что «тайное христианство» с течением времени переплелось с коренной религией японцев – синто.
В настоящее время положение «тайных христиан» вновь становится тяжёлым, что связано с тем, что всё меньше молодёжи интересуется религией, которую исповедовали их предки, а число активных последователей в силу естественных причин неуклонно сокращается.
В 1991 г. бывший мэр Ояномати, где помимо всего прочего расположен Музей славы Амакусы Сиро, попросил Папу Римского канонизировать Сиро, но ответа от Папы не последовало. При этом следует отметить, что хотя японская сторона заявила, что восстание не противоречит духу христианства, христиане из других стран отказываются признавать Сиро мучеником, поскольку восстание было осуществлено с применением насилия.
Образ Амакусы Сиро в современном искусстве
Образ Амакусы Сиро часто встречается в японских фильмах и аниме, например, в «Воскрешении ниндзя» («Makai Tensho»), где Сиро отвергает христианского бога в момент своей смерти и становится демоном, вернувшимся на Землю, чтобы уничтожить Токугаву, который убил его.
Также Амакуса присутствует в серии файтингов «Samurai Shodown», а в манге «Amakusa 1637» рассказывается история о девушке из современного мира, которая отправляется в прошлое, чтобы исполнить роль Сиро, который был убит. Упоминается Амакуса Сиро и в «Бродяге Кэнсине» («Rurouni Kenshin»).
Помимо всего этого компания «Volks» выпустила куклу под именем «Амакуса Сиро Токисада» (Amakusa Shirou Tokisada Super Dollfie SD13), стоимость которой составляет 92400 иен. |