Асука дзидай (Asuka jidai, 飛鳥時代) – период в японской истории продолжительностью от 538 г. до 710 г. (или, согласно другим источникам, 592-645 гг.).
Страница: 1/4
Период Асука получил своё название по наименованию долины, расположенной примерно в 25 км к югу от современного города Нара, где в то время находился местный политический центр. Этот период также известен своими значительными художественными, социальными и политическими преобразованиями, корни которых кроются ещё в периоде Кофун, но на которые при этом оказало сильное влияние пришествие из Кореи буддизма.
Также период Асука примечателен тем, что в это время меняется название страны: с Ва (Wa, 倭) на Нихон (Nihon, 日本).
С точки зрения искусства в данном периоде можно выделить два подпериода: непосредственно период Асука (до реформ Тайка), в котором в страну была привнесена ранняя буддийская культура, а также было заметно влияние Северной Вэй и Пэкче, и период Хакухо (после реформ Тайка), в котором больше проявилось влияние династий Суй и Тан [1], [2].
Название периода
Термин «Асука дзидай» впервые был использован для описания этого периода в истории японского изобразительного искусства и архитектуры. Он был предложен в районе 1900 г. учёными в области искусства Сэкино Тадасу (Sekino Tadasu, 関野貞) и Окакурой Какудзо (Okakura Kakuzō). При этом Сэкино ограничивал период Асука окончанием реформ Тайка (646 г.), тогда как Окакура «продлевал» его до размещения постоянной столицы в Хэйдзё (Heijō), т.е. в современной Наре (Nara).
Хотя историки обычно используют датировку Окакуры, многие исследователи истории искусства и архитектуры предпочитают датировку Сэкино и используют термин «период Хакухо» (Hakuhō, 白鳳時代) для обозначения последующего периода.
Государство Ямато
Государство Ямато, которое появилось в конце V в., отличалось мощными родовыми группами (кланами) «годзоку» («gōzoku», 豪族), во главе которых стояли старейшины – главы рода – «удзиками» («ujikami», 豪族), выполнявшие в честь ками-покровителей рода священные обряды, обеспечивая тем самым долгосрочное благополучие каждому клану. Управление всеми кланами в свою очередь осуществляли члены аристократии и царственной линии, которые начали контролировать двор Ямато в начале периода Асука [3].
В конечном счёте власть Ямато распространилась на кланы Кюсю и Хонсю, а название «Ямато» стало синонимом обозначения всей Японии. Основываясь на китайской модели, правители Ямато приступили к разработке центрального государственного аппарата и императорского двора, а также переняли китайские иероглифы. При этом постоянной столицы в государстве не было.
Появление в Японии буддизма
Распространение буддизма на территории Японии началось с 538 г., когда из Пэкче прибыло посольство с предложением о принятии новой религии. Клан Сога, рассматривавший королевства Кореи как торговых партнёров, а не как объект возможной территориальной экспансии, выступил в пользу принятия буддизма, тогда как, к примеру, семья Накатоми (Nakatomi), отвечавшая за отправление при дворе синтоистских ритуалов, этому решительно воспротивилась. Военный клан Мононобэ (Mononobe) также был против, считая, что нужно отстаивать свои прерогативы и противостоять чужеродному влиянию буддизма. Противостояние между кланами Сога и Накатоми длилось больше века.
Во время реформ Тайка в одном из эдиктов было запрещено возведение больших кофунов, а также в зависимости от социального статуса регулировались размер и форма кургана [3]. В результате кофуны хоть и стали меньше, но при этом отличались проработанными фресками. Украшения и роспись этих курганов свидетельствуют о распространении в стране даосизма и буддизма, а наиболее известными среди них являются кофуны Такамацудзука (Takamatsuzuka) и Китора (Kitora).
С расцветом периода Асука использование кофунов для императорской семьи и других аристократов сократилось из-за пришедших новых буддийских верований, переместивших центр внимания на быстротечность человеческой жизни. Простолюдины и элита из отдалённых районов, однако, продолжали сооружать кофуны до конца VII в., но попроще [3].
Влияние даосизма
Даосизм также появился в Японии в течение периода Асука: в середине VII в. по приказу императрицы Саймэй (Saimei) на горе Тономинэ (Tōnomine, 多武峯談山) был построен даосский храм. Восьмигранные гробницы монархов того времени и небесные карты в кофунах Китора и Такамацудзука отражают даосскую космологию.
Можно также утверждать, что новый титул японского монарха – «тэнно» («император») – происходит от имени верховного бога даосов, которого звали Великий Царственный Господин Неба – Тянь-хуан-да-ди, или Тэнко тайтэй (tenkō taitei, 天皇大帝).
В конечном счёте, даосская вера была объединена с синто и буддизмом, в результате чего на свет появились новые стили ритуалов. Одним из плодов этих религиозных смесей является онмёдо – специфическое учение, в основе которого лежат гадания по «Книге перемен» («И-Цзин»), традиционная астрология и магия. Название учения сложилось из японских обозначений для «ян» («ё», «мё») и «инь» («ин», «он»).
Хотя период Асука начался с конфликта между религиозными убеждениями разных кланов, к концу периода привнесённые религии соединились с коренными народными верованиями в единое целое.