Кофун дзидай (Kofun-jidai, 古墳時代) – период в японской истории примерно с 250 до 538 гг.
Страница: 1/5
Слово «кофун» в переводе с японского означает «курган», так что данный отрезок времени можно с полным правом называть «периодом курганов». Кофун дзидай следует за периодом Яёй, а следующим после него является период Асука. Очень часто Кофун дзидай и Асука дзидай объединяют в единый период под названием Ямато, однако оба периода имеют определённые культурные различия.
Так период Кофун характеризуется анимистической культурой, существовавшей до внедрения буддизма. С политической точки зрения период характеризуется появлением двора Ямато и его расширением посредством экспансии от Кюсю до Канто. Кроме того, период Кофун является самым древним периодом закреплённой в источниках истории Японии. Однако, хронология исторических источников этого периода очень искажена, а исследования требуют преднамеренной критики и помощи археологии.
Археологические записи и древние китайские источники свидетельствуют, что до 300 г. до н. э. японские племена не объединялись воедино, а также до этого времени не было никаких контактов между западной Японией и Кореей или Китаем [1].
Курганы периода Кофун
Кофун («kofun», 古墳; «старое захоронение», «старый курган») определяется как курган, воздвигнутый для представителей правящего класса. Эти курганы строились на протяжении III-VII вв. [2] и связывались с богатыми погребальными ритуалами, некоторые из них окружались рвами. Внутри курганов находились большие каменные гробницы.
Ранние кофуны имеют простую форму – круга или квадрата, – но с течением времени стали сооружаться курганы более сложного вида, например, некоторые из них объединяли в себе две фигуры: два круга, круг и четырёхугольник, два четырёхугольника. Классическим курганом стал кофун, по форме напоминающий замочную скважину (т.е. объединяющий фигуры круга и четырёхугольника). Такие курганы распространились по большей части японских островов и называются «дзэнпо коэфун» (前方後円墳).
Размеры кофунов колеблются от нескольких метров до 400 м в длину.
Развитие строительства кофунов
Самый старым японским кофуном считается курган Хокэнояма (Хокэнояма-кофун; Hokenoyama Kofun), расположенный в Сакурае (префектура Нара) и датирующийся концом III в. В районе Макимуку наиболее ранние дзэнпо коэфуны, т.е. кофуны в виде замочных скважин, датируются началом IV в., в их число входят Хасихака-кофун (Hashihaka Kofun) и Сибуя Мукайяма-кофун (Shibuya Mukaiyama Kofun).
Тенденция сооружения курганов именно такой формы распространилась из Ямато до Кавати (где располагается такой крупный курган как Дайсэнрю-кофун (Daisenryō Kofun)), а оттуда разошлась по всей стране, за исключением региона Тохоку в V в. Курганы в виде замочных скважин сооружались в то время в конфедерации Кая на Корейском полуострове [3], [4]. Вопрос, где находится «родина» курганов – сооружались ли они первоначально в Кае и были «завезены» в Японию, или же это в конфедерации, вдохновившись японской культурой, стали хоронить своих вождей в кофунах – до сих пор обсуждается учёными [5], [6], [7].
В конце VI в. кофуны сооружать перестали, что, вероятно, связано с реформами, проведёнными двором Ямато, и появлением буддизма. Двумя последними выдающимися кофунами являются Имасиродзука-кофун (Imashirozuka kofun) длиной 190 м в Осаке, который считается могилой императора Кэйтая (Keitai), а также Иватояма-кофун (Iwatoyama kofun) длиной 135 м в Фукуоке, который считается могилой Иваи (Iwai), давнего политического соперника Кэйтая.
Двор Ямато
Хотя обычно сроком появления двора Ямато называется 250 г. н. э., фактическое начало является спорным. Начало правления кланов Ямато также связано со спорами о Яматайкоку и его падением. Несмотря на это, в целом учёные солидарны, что лидеры Ямато управляли государством до IV в.
Следует отметить, что кланы Ямато можно называть доминирующими на территории всей южной части Японии только в VI в., а до этого момента местные власти обладали региональной автономией на протяжении всего «правления» Ямато. В особенности это касается Киби (Kibi; нынешняя префектура Окаяма), Идзумо (Izumo; префектура Симанэ), Коси (Koshi; префектуры Фукуи и Ниигата), Кэну (Kenu; север Канто), Тикуси (Chikushi; север Кюсю) и Хи (Hi; центр Кюсю).
С другой стороны, согласно «Шицзин» («Книга песен», «Shi Jing»; 诗经, 詩經) отношения Ямато с Китаем, скорее всего, завязались в конце IV в.
Государство Ямато, которое появилось в конце V в., отличалось мощными родовыми группами (кланами) «годзоку» («gōzoku», 豪族), во главе которых стояли старейшины – главы рода – «удзиками» («ujikami», 豪族), выполнявшие в честь ками-покровителей рода священные обряды, обеспечивая тем самым долгосрочное благополучие каждому клану. Управление всеми кланами в свою очередь осуществляли члены аристократии и царственной линии, которые контролировали двор Ямато.