Проституция в Японии имеет давнюю историю и самые разные лики.
Страница: 1/4
Несмотря на то, что в 1956 г. проституция была юридически поставлена вне закона, различные лазейки, либеральное толкование закона, а также вялое правоприменение позволили ей процветать и получать, по оценкам, около 2,5 трлн. иен в год.
Терминология
В области секс-индустрии использовалось и используется множество различных терминов, вот некоторые из них:
1. «Байсюн» («baishun», 売春) – буквально, «торгующие весной» или «торгующие молодостью». Этот термин из простого эвфемизма превратился в юридическое понятие, используемое, к примеру, в пресловутом законе о запрете проституции 1956 г. («Байсюн боси хо», «Baishun-bōshi-hō», 売春防止法). Современное значение этого слова вполне конкретное и, как правило, используется для фактической, т.е. незаконной, проституции.
2. «Мидзу сёбай» («mizu shōbai», 水商売) – буквально, «торговля водой». Это более широкий термин, охватывающий всю индустрию развлечений – как законную, так и незаконную, так и своего рода балансирующую на грани.
3. «Фудзоку» («fūzoku», 風俗) – буквально, «общественная мораль». Обычно используется для обозначения секс-индустрии, хотя с правовой точки зрения этот термин включает в себя также танцевальные залы и игорные дома. Обычно используется более конкретный термин «сэйфудзоку» («seifūzoku», 性風俗), что означает «сексуальная мораль». «Сэйфудзоку» происходит от закона, регулирующего бизнес, влияющий на общественную мораль (см. ниже).
Ретроспектива
Синтоизм никаких ограничений на секс не накладывал, тогда как воздействие буддизма на сексуальные отношения было ограничено.
Эпоха сёгуната
В 1617 г. сёгунат Токугава издал приказ об ограничении проституции отдельными районами, расположенными на окраинах городов. Наиболее известными из таких районов стали Ёсивара (Yoshiwara) в Эдо, Симмати (Shinmachi) в Осаке и Симабара (Shimabara) в Киото. Проститутки и куртизанки классифицировались как «юдзё» («yūjo»,遊女; «куртизанка», «женщина лёгкого поведения») и ранжировались по иерархии: вплоть до «ойран» («oiran») и «таю» («tayū») на самой вершине. Районы продажной любви обносились стеной и охранялись, что делалось в целях неукоснительного налогообложения и контроля доступа. В частности, внутрь таких кварталов не допускались ронины, а сами проститутки могли выйти наружу только с клиентом во время цветения сакуры. Также их выпускали при наличии родственников, находящихся при смерти, повестке в суд или необходимости посещения лекаря.
С XV в. японские бордели начали посещать китайские и корейские клиенты, а также представители других стран Дальнего Востока [1, стр. 48]. Впоследствии эта тенденция продолжилась и среди посетителей из «западных регионов», главным образом это касается европейских торговцев, которые зачастую заявлялись вместе с азиатской командой (в некоторых случаях членами таких команд были и африканцы) [1, стр. 49]. Подобная практика началась со времени прибытия в Японию португальских судов в XVI столетии, когда местные японцы считали, что португальцы прибыли с Тэндзику (Tenjiku; «Небесная обитель» - так японцы раньше называли Индию, что связано в первую очередь с зарождением там буддизма), а христианство является новой «верой индийцев». Это ошибочное предположение объясняется тем, что индийский город Гоа был центральной базой Ост-Индской компании, а также тем, что значительную часть экипажа португальских кораблей составляли индийцы-христиане [1, стр. 35].
Португальские клиенты и члены экипажей из других стран Южной Азии (а иногда и Африки) часто забирали или захватывали молодых японских женщин и девушек в рабство: их использовали на судах в качестве секс-рабынь или отвозили в Макао и другие португальские колонии в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке [2] и Индии, где в Гоа в начале XVII в. сложилось сообщество японских рабов и торговцев [1, стр. 52]. Позднее, к секс-бизнесу в Японии подключились европейские Ост-Индские компании, в том числе из Голландии и Великобритании [1, стр. 50].
Эпоха Мэйдзи
Открытие Японии миру в период Мэйдзи и последующее наводнение страны западными тенденциями вызвали ряд изменений. Японские романисты, особенно Хигути Итиё (Higuchi Ichiyō), начали привлекать внимание к почти тюремному и опустившемуся существованию проституток низшего класса в кварталах красных фонарей. В 1908 г. Министерство внутренних дел указом №16 запретило нерегулируемую проституцию.