В те далёкие времена, когда человек не умел ещё брать от природы больше того, что она ему давала, не возделывал землю, не одомашнивал животных, а просто охотился и собирал съедобные растения, он не осознавал себя как отдельную личность.
Страница: 1/3
Личность, обладающую собственным «Я»
Первобытный человек не только себя, но и все окружающие предметы живой и неживой природы воспринимал отнюдь не как независимые предметы. Весь мир казался ему живым организмом, а люди, звери, растения, камни, облака – частями этого организма, в той или иной мере обладающими всеми его свойствами. В любом предмете были заложены свойства любого другого предмета, поэтому человек мог стать лисой, лиса – деревом, дерево – камнем, а камень снова превратиться в человека. Достаточно вспомнить народные сказки с их превращениями. Все они – не просто плод фантазии, а отголосок древних представлений о мире. Всё было всем.
Однако постепенно, по мере развития абстрактного мышления, человек стал разделять мир на материальное и идеальное, на объект или явление природы и его идею, душу. Это разделение нельзя понимать как чёткое подразделение на два мира – естественный и сверхъестественный, посюсторонний и потусторонний, которые хотя и взаимодействуют друг с другом, но остаются самостоятельными. Просто первобытный человек стал осознавать и ощущать присутствие вокруг себя каких-то таинственных и непонятных сил, действие каких-то загадочных закономерностей, заставлявших жить в постоянном напряжении. Постепенно это представление об аморфной, безличной силе дифференцировалось, распадалось на духов отдельных предметов и явлений, духи всё более конкретизировались, принимали облик.
Чрезвычайно образно характер этого мировосприятия описан в книгах замечательного русского путешественника и исследователя Арсеньева. Читая о его друге, гольде Дерсу Узала, с которым Арсеньев прошёл не одну сотню километров по дальневосточной тайге, начинаешь чувствовать, как видели мир эти люди. Это становится тем боле интересным, если вспомнить, что жители материкового Дальнего Востока активно участвовали в заселении Японских островов, а соответственно, и в формировании японской нации. Вот несколько цитат из книг Арсеньева «По Уссурийской тайге» и «Дерсу Узала»:
«Кабан, убитый гольдом, оказался двухгодовалой свиньёю. Я спросил старика, почему он не стрелял секача.
- Его старый люди, - сказал он про кабана с клыками. – Его худо кушай, мясо мало-мало пахнет.
Меня поразило, что Дерсу кабанов называет людьми. Я спросил его об этом.
- Его всё равно люди, - подтвердил он, - только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай! Всё равно люди…»
«Забытый на огне чайник настойчиво напоминал о себе шипеньем. Дерсу отставил его ещё дальше. Тогда чайник запел тоненьким голоском.
- Как его кричи! – Сказал Дерсу. – Худой люди! – он вскочил и вылил горячую воду на землю.
- Как «люди»? – Спросил я его в недоумении.
- Вода – отвечал он просто. – Его могу кричи, могу плакать, могу тоже играй.
Долго мне говорил этот первобытный человек о своём мировоззрении. Он видел живую силу в воде, видел её тихое течение и слышал её рёв во время наводнений.
- Посмотри, - сказал Дерсу, указывая на огонь, - его тоже всё разные люди.
Я взглянул на костёр. Дрова искрились и трещали. Огонь вспыхивал то длинными, то короткими языками, то становился ярким, то тусклым, из угольев слагались замки, гроты, потом всё это разрушалось и созидалось вновь. Дерсу умолк, а я долго ещё сидел и смотрел на «живой огонь».
«В море, на земле и в воздухе стояла глубокая тишина. Дерсу поднялся раньше других и начал греть чай. В это время стало всходить солнце. Словно живое, оно выглянуло из воды одним краешком, затем отделилось от горизонта и стало взбираться вверх по небу.
- Как это красиво! – Воскликнул я.
- Его самый главный люди, - ответил мне Дерсу, указывая на солнце, - его пропади - кругом всё пропади. – Он подождал с минуту и затем опять стал говорить. – Земля тоже люди. Голова его там – он указал на северо-восток, - а ноги – туда, - он указал на юго-запад.
- Огонь и вода тоже два сильных люди. Огонь и вода пропади – тогда всё сразу кончай». |