Японский сад Японский сад – явление во всех смыслах уникальное и обладает внушительной историей развития. Сейчас сады в Японии находятся на высочайшей ступени своего развития и это «заслуга», в первую очередь, самой природы страны.
11) Типы японских садов: Чайный сад
Чай получил широкое распространение в Японии начиная с 12 века, когда он стал выращиваться при дзэн-буддистских монастырях.
Страница: 1/3
Путь чая
Чай подносили Будде и пили его во время медитаций. Начиная с 13 века, обычай чаепития проникает в среду аристократов и самураев, приняв при этом самые гипертрофированные формы. По блеску чайной церемонии и по числу гостей судили о самом хозяине – её устроителе. Церемонии в этом стиле назывались сёин-тя, «библиотечный» или «дворцовый» стиль. Насколько роскошны были подобные мероприятия, можно судить по описанию чаепитий, устраивавшихся Тоётоми Хидэёси, того самого, что приказал покончить с собой знаменитого мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю. В книге Д. Елисеева «Хидэёси» дано описание одной из таких церемоний, проводившейся в павильоне в виде «большого кубического шатра…, сделанного из лакированных деревянных столбов работы ремесленников из Сакаи и из тонких стенок, покрытых позолотой; золотой была и утварь, необходимая для чайной церемонии; циновки окаймляли золото и красная парча – эта роскошь была невидимой, потому что пол полностью покрывали шерстяные ковры, привезённые из Европы».
В отличие от пышных чаепитий высокопоставленных самураев и аристократов, встречи простых горожан за чашкой чая, называвшиеся суки-тя, стиль «хижины», носили куда более скромный характер. Именно они послужили началом для разработки принципов чайной церемонии, в основе которой лежали гармония, почтительность, чистота и покой – церемонии в стиле ваби-тя («простой стиль»).
В 17 веке многие традиционные искусства были возведены в ранг «до», китайское «дао», т. е. получили теоретическое обоснование как пути, ведущие к озарению. Так появились «кадо» - путь цветка, он же икэбана, «кэндо» - путь меча, «дзюдо» - путь податливости, «кюдо» - путь лука, «тядо» - путь чая и др. Основой тядо (в светском варианте – тяною) явился канон, разработанный мастером чайной церемонии Сэн-но Рикю. Во время чайной церемонии благодаря глубоко продуманным средствам создаётся атмосфера, способствующая очищению, отрешённости от времени и от себя. Как пишет в своём исследовании «Путь дзэн» А. Уоттс, «Основной эффект, на который было направлено чайное действо, заключался в обретении итидза, буквально – «единого сидения», «сидения в единении», т. е. со-чувствия и со-мыслия людей, что заставило бы каждого забыть о своём «Я». При разработке канона Рикю старался следовать идее простоты и естественности. Говорят, что когда его спро-сили, в чём секрет чайной церемонии, он ответил: «Принимайте своих гостей так, чтобы они чувствовали тепло зимой и прохладу летом. Положите уголь, чтобы вскипятить воду и приготовить чай, чтобы он был вкусным. Нет другого секрета». (Николаева Е. С. Японские сады). Именно он разработал принципы создания особого чайного сада, помогающего постепенно погрузиться в атмосферу тяною.
В чайном саду
Способы разбивки сада можно подразделить на четыре сильно различающихся категории: естественный пейзаж, подражающий природе, пейзаж, суть которого – уединение, сухой пейзаж, позволяющий ощутить воду там, где её нет, и сад плоский - сад хиранива. Для чайного сада хороша любая категория, если главное в ней - ваби.
В слове родзи, которым по-японски называют чайный сад, присутствует иероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному павильону. При этом родзи должен состоять из двух садов с различными по характеру пейзажами, называемых «внутренним родзи», расположенным перед павильоном, и «внешним родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи. Если одна часть сада представляет собой, скажем, густую рощу, то желательно, чтобы другая часть расстилалась подобно полю, отображая прелесть сельской природы. Правда, современные чайные сады редко разделяются на внутренний и внешний, за исключением тех случаев, когда чайный сад устраивается в одной из зон большого парка.
Ворота, расположенные на границе между внутренним и внешним родзи, являются традиционным элементом чайного сада, как и фонарь, и цукубаи («сидеть на корточках»), каменный сосуд для ритуального омовения, мати-аи – скамейка, на которой гости ожидают хозяина, устраивающего чайную церемонию. Эти элементы помогают погрузиться в чайное самадхи. Кроме того, проходя мимо них, люди невольно любуются садовым пейзажем.
На самом деле, тяною начинается уже с момента вхождения в родзи, поэтому при его устройстве следует обратить самое пристальное внимание на создание в нём атмосферы естественности, являющейся необходимым признаком ваби. Тем или иным образом надо сделать так, чтобы при довольно большой фактической затрате труда не чувствовалось искусственности. Главным является то, что вообще свойственно для тяною – воздержание от роскоши, почитание мира и покоя, а отнюдь не пышное великолепие и состязание в оригинальности.
Чрезвычайно важно и то, что родзи отделяет чайный павильон от обычного жилого пространства, становясь «дорогой вне бренного мира». Вход в павильон устраивается отдельно от жилых комнат, и гость, проходя по родзи, оценивая его прелесть, отряхает мирскую пыль, успокаивает своё сердце, погружается в состояние тяною. По-видимому, в этом покое суть чаепития.
В настоящее время из-за тесноты земельных участков и высокой стоимости такого предприятия стало всё труднее устраивать традиционные родзи с обязательным чайным павильоном и скамейкой. Тем не менее при его создании нельзя пренебрегать старыми приёмами и знаковыми элементами сада, такими, как фонари, цукубаи, тобииси, которые специально укладываются неравномерно, чтобы сделать прохождение тесного садового пространства неспешным.
Элементы традиционного чайного сада
Хакамацукэ
Так называется место, где встречаются пришедшие на званый чай гости, или место, где приводят в порядок свой туалет. Если чайный павильон не построен на просторном участке земли, в устройстве хакамацукэ нет особой необходимости. Это относится и к случаю, когда павильон соединён с главным домом. При этом внешний родзи обычно не устраивается, и для хакамацукэ приспосабливается одна из комнат главного дома. В зависимости от топа павильона, в хакамацукэ может находиться также туалет.
Матиаи
Если родзи не разделён на внутренний и внешний, то матиаи представляет собой место, где гости, вошедшие в сад из хакамацукэ, ждут приглашения хозяина. Если родзи разделён, то и матиаи две – внешняя скамейка и внутренняя, где гости ждут начала чайной церемонии. Матиаи – это не просто скамейка, а небольшая трёхстенная конструкция с навесом, где лежат круглые циновки, поднос с курительными принадлежностями и т. п., а иногда делается и вешалка.
Матиаи устраивается поодаль от хакамацукэ, причём туалет может либо примыкать к нему, либо стоять отдельно. Если территория маленькая, лучше использовать туалет главного дома.