Страница: 1/18
Как известно, буддизм пришел в Японию через Китай и главным образом через
Корею в VI в. Традиционной датой его проникновения считается 552 г. [1],
хотя фактически сведения о нем через китайских и корейских переселенцев поступали
и раньше [2]. Несмотря на сравнительно быстрое
распространение буддизма в Японии, он сначала с трудом прокладывал себе дорогу
и был встречен "огнем и мечом".
Первые статуи буддийских божеств и храмы были разрушены и сожжены. Шла жестокая
борьба между сторонниками и противниками нового вероучения. Хранителем национального
культа синто выступали могущественные роды Накатоми и Мононобэ, ревностным покровителем
и последователем буддизма был род Сога [3].
Интриги и заговоры стоили жизни некоторым участникам этой борьбы. Но все же
буддизм стал официально признанной религией.
Горячим адептом ее был принц Сётоку, или Сётоку-тайси (572-621), сын императора
Ёсэй, член клана Сога, с именем которого обычно связывается утверждение новой
религии в Японии. Считается, что под его влиянием в 594 г. был издан эдикт,
предписывавший членам императорского рода и сановникам принять буддизм.
Во времена правления Сётоку в качестве принца-регента сооружались буддийские
храмы, монастыри, в частности знаменитый Хорюдзи, был введен буддийский церемониал
при дворе и стал отмечаться день поминовения умерших о-бон. После его смерти
(624) в стране насчитывалось почти 50 буддийских храмов, свыше 800 буддийских
монахов и более 500 монахинь [4].
Усиленная популяризация буддизма отмечена в годы правления императоров Тэндзи
(662-671) и Сёму (724-748). Царствование последнего ознаменовалось постройкой
известного буддийского храма Тодайдзи в Нара и установкой грандиозной позолоченной
статуи будды (Дайбуцу) высотой около 16 м. Огромные средства, затраченные на
создание этой статуи, показывают, какое значение придавалось тогда буддизму.
Столица Нара становится религиозным центром страны.
К этому времени в Японии было уже шесть буддийских сект: Куся, Дзёдзицу, Санрон, Хоссо, Рицу и Кэгон.
В 737 г. император Сёму вменяет в обязанность каждой провинции строить буддийский храм [5].
Указанный период характеризуется расцветом архитектуры, скульптуры, живописи
и прикладного искусства, поставленных на службу буддизму. Высокого уровня достигает
техника литья, необходимого для изготовления храмовой утвари, скульптур буддийских
божеств, а также резьба по металлу и дереву. Среди сохранившихся памятников
архитектуры, искусства и предметов материальной культуры VIII в. - буддийские
храмы и пагоды, редкой выразительности скульптурные портреты известных проповедников
этого учения, замечательное изображение Мироку (Майтрея), настенная живопись
большой художественной ценности, свитки, содержащие буддийские тексты с иллюстрациями,
курильницы, чаши, жаровни и т. д. [6].