Страница: 1/10
Из Книги Первой
Хотя самурай должен прежде всего чтить Путь Самурая, не
вызывает сомнений, что все мы небрежительны. Поэтому,
если в наши дни спросить: "В чем подлинный смысл Пути
Самурая?", лишь немногие ответят без промедления. А все
потому, что никто заранее не готовит себя к ответу на
такие вопросы. Это свидетельствует о том, что люди забывают
о Пути.
Небрежение опасно.
* * *
Я постиг, что Путь Самурая - это смерть.
В ситуации "или-или" без колебаний выбирай смерть. Это
нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только малодушные
оправдывают себя рассуждениями о том, что умереть, не
достигнув цели, означает умереть собачьей смертью. Сделать
правильный выбор в ситуации "или-или" практически невозможно.
Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый
пытается найти оправдание, чтобы не умирать. Но если человек
не достиг цели и продолжает жить, он проявляет малодушие.
Он поступает недостойно. Если же он не достиг цели и умер,
это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом
нет ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая.
Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя
к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло,
ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет
безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.
* * *
Хороший слуга - это тот, кто безоговорочно подчиняется
своему господину. Можно сказать, что это - идеальный слуга.
Если ты появился на свет в старинном самурайском роду,
достаточно лишь глубоко задуматься над верностью предкам,
презреть тело и разум и всецело посвятить себя служению
хозяину. Можно считать удачей, если ты, к тому же, наделен
мудростью и талантами, и умеешь правильно воспользоваться
ими. Но даже тот, кто ни к чему не пригоден и неуклюж,
может стать надежным слугой, если он исполнен решимости
выполнять волю своего хозяина. Однако грош цена человеку,
если его достоинства ограничиваются только мудростью и
талантами.
* * *
По характеру люди делятся на тех, кто наделен быстрым
разумом, и на тех, кто прежде, чем принять решение, должен
уединиться и все обдумать. Между тем, каким бы характером
ни обладал человек и каковы бы ни были его достоинства
и недостатки, он проявит великую мудрость, если будет
беззаветно предан четырем заповедям самураев господина
Набэсима [1].
* * *
Люди полагают, что, размышляя над сложными делами, они
могут разобраться с ними. Однако, когда они задумываются
над чем-нибудь, у них появляются ложные мысли. Они не
могут принять правильное решение, потому что в своих рассуждениях
руководствуются стремлением к личной выгоде.
Отказаться от глупых мыслей и взрастить в себе подлинное
безличностное мышление нелегко. Но если, рассматривая
вопрос, ты не думаешь о нем, а сосредоточиваешь внимание
на четырех заповедях самураев господина Набэсима, твое
мнение окажется под стать твоим лучшим суждениям.
* * *
Поскольку мы часто полагаемся на собственную проницательность,
мы легко становимся корыстолюбивыми, не прислушиваемся
к голосу разума, и тогда события принимают далеко не лучший
оборот. Люди видят, насколько ограничены и недостойны
наши устремления.
Поэтому, если в рассуждениях тебе трудно быть беспристрастным,
следует обратиться за советом к более опытному человеку.
Этот человек следует Пути в той мере, в которой он способен
давать простые и искренние советы, не руководствуясь при
этом личными интересами. Его суждения будут казаться окружающим
совсем не беспочвенными. Разум такого человека можно уподобить
дереву со многими корнями. И в то же время мы часто встречаем
людей, умственные способности которых напоминают воткнутую
в землю палку.