1568-1623 гг.
Страница: 1/2
Если полководец, управляющий провинцией, не
имеет к тому способностей, ему будет трудно достичь успеха.
Его взгляд на вещи должен отличаться от суждений обычных
людей. Во-первых, он должен соблюдать правила поведения
и этикет, не допускать в управлении личных интересов и
заботиться о простом народе. Кроме того, ему следует быть
осмотрительным в выборе целей: то, что предпочитает господин,
должны предпочитать и его вассалы, и даже крестьянам и
горожанам это должно доставлять удовольствие. Если он
позволяет себе какие-то мелкие удовольствия, ему следует
поступать так, чтобы они не привлекали внимания людей.
Он не имеет права забывать ни на мгновение, что является
образцом для всех четырех сословий.
Управляющий провинцией обязан исполнять свой долг с любовью
и гуманностью и не слушать клеветников. Все помыслы нужно
направить на совершение добрых дел. Его управление должно
быть ясным, как яркое солнце на голубом небе. Он должен
все обдумывать заранее и не допускать ошибок.
Мирные и боевые искусства подобны двум колесам повозки:
убери одно — и повозка опрокинется. Конечно, к мирным
искусствам прибегают в период спокойствия, а к боевым
— во времена смут и хаоса, но очень важно в мирное время
не забывать о военном деле, а в сражениях не пренебрегать
ученостью. Если управляющий провинцией, зная, что страна
в мире, забывает об искусстве войны, то тактика и стратегия
окажутся ненужными, воины станут изнеженными и потеряют
интерес к тренировкам, мастерство исчезнет, оружия будет
недостаточно, мечи, передававшиеся в семьях из поколения
в поколение, заржавеют, и в случае опасности воспользоваться
будет нечем. Если пренебрегать Бусидо, боевой дух иссякнет.
Если вдруг возникнет угроза войны, поднимется паника и
суета, не с кем будет держать военный совет, а выбрать
стратегию окажется невозможно. Рожденный в доме полководца
ни на мгновение не должен забывать об искусстве воина.
Поспевать Путь Воина — это не значит превозносить боевые
искусства над всем остальным и превратиться в паникера.
Если же в военное время пренебрегать ученостью, то законы
придут в упадок, в управлении воцарятся личный интерес
и корысть, исчезнет подлинная любовь к членам клана и
простому народу, и начнутся волнения. Обладая лишь отчаянной
храбростью, даже на поле боя не будешь верен Пути. Если
же ты не думаешь о своих воинах, преданных людей не останется.
Однако хозяину провинции не пристало думать, что совершенствоваться
в мирных искусствах — значит просто читать много книг
и писать стихи. Он должен познать Путь Истины, внимательно
рассматривать каждое дело, быть справедливым, не совершать
оплошностей и ошибок, уметь распознавать добро и зло,
делать ясными награды и наказания и искренне любить людей.
Кроме того, воспевать Путь Воина — это не значит превозносить
боевые искусства над всем остальным. Это значит глубоко
понимать военную стратегию, быть в состоянии навести порядок
в своих владениях и покарать разбойников, тщательно обучать
воинов, вознаграждать тех, кто проявил себя, и наказывать
тех, кто совершил преступления, правильно оценивать мужество
и трусость и не забывать о слове «битва» даже в мирное
время. Превращать боевые искусства в самоцель и замыкаться
в себе — непростительная самонадеянность. Не таким должно
быть Бусидо властителя провинции или командующего.
В военной стратегии нашего клана нет ничего особенного.
Ее основная сила — в четком исполнении приказов господина
и главных вассалов и в единстве воинов. Боевой дух наших
воинов будет тверд, как металл или камень, если в повседневной
жизни ты будешь заботиться о своих вассалах и без сожаления
раздавать награды тем, кто их заслуживает. Если подобным
образом ты будешь относиться ко всем без исключения, то
сердца верхов и низов будут в гармонии, а воины исполнятся
отваги и решительности. И тогда победа окажется неизбежной.