Храмы есть воплощение веры людей в ками, а храмовые обряды и праздники — наивысшая форма выражения этой веры.
Первоначально обряды совершались в специальных местах, в первую очередь там, где впервые видели божество. Эти места не всегда были удобными, но по мере роста населения и развития цивилизации там возводились здания. Иногда это был только один большой зал для поклонения, такой, как в храме Омива в Ямато, в префектуре Нара; считалось, что сама гора Мива является местом обитания ками. Однако в большинстве святилищ символическими жилищами ками служили внутренние помещения. Таким образом, божество присутствовало в храме все время.
Храмовые строения. Главное предназначение храма — давать приют одному или нескольким ками, а также предоставлять людям место, где они могут поклоняться ками и служить им в соответствии с традициями и обычаями, принятыми в синтоизме. Строительство храмов ведется отнюдь не с целью пропагандировать веру или разъяснять учение, хотя и это признается очень важным.
Священные символы. Символ присутствия ками почитается как священный объект — его называют "божественным телом" (синтай) или "воплощением высшего духа" (митамасиро). Этот объект хранится в самом удаленном потайном помещении храма. Пока символ находится в святилище, оно считается несокрушимым. В некотором смысле весь храмовый комплекс обладает святостью ками, и потому здание святилища и прочие постройки признают достойными почитания, порой даже поклонения. Такими их делает присутствие символа ками. Если его убрать с территории храма, тот перестает что-то значить с религиозной точки зрения.
План Святилища. За исключением нескольких нетипичных построек, таких, как упоминавшийся выше храм Омива и Великий Храм Идзумо, синтоистские культовые сооружения отличаются простотой форм и свободой масштабов. Обычно храм состоит из святая святых — внутреннего помещения, предназначенного для священного символа, и пространства перед ним, предназначенного для приношений (оно может находиться как внутри, так и снаружи здания). Если храм расширяют, его помещение может становиться более просторным и удобным, однако расположение внутреннего святилища и пространства для приношений остается неизменным.
Вход в святая святых преграждают раздвижные двери. Они почти всегда заперты, чтобы никто не потревожил и не осквернил священный символ, и открываются лишь во время особых обрядов. Но даже когда они открыты, бамбуковая занавеска в дверном проеме не дает возможности священнослужителю и прихожанам заглянуть внутрь святилища. Перед входом во внутреннюю часть храма установлены столы, на которые складывают приношения. На другой стороне иногда помещают флаги, а также изображения людей и животных. В крупных храмах часто устанавливают статуэтки лучников в старинных парадных одеяниях и корейских собак (Кома Ину). Обычно в центре стола для приношений или позади него вертикально располагают хотя бы одну трость, верхняя часть которой причудливо обернута гладкой бумагой, чаще белой. Также с краю располагается стенд с оструганной тростью, с которой свисают полоски белой бумаги и льняные ленты. Зачастую посредине между столом для приношений и входом в святилище помещается зеркало, которое имеет символический смысл, но обычно не является объектом поклонения. Как правило, на стенах храмов не вешают картин, хотя возможны исключения. Часто над входом в храм или внутри помещения можно увидеть иероглифы в рамках, начертанные каким-либо известным богословом, каллиграфом или уважаемым человеком. Перед входом в святилище установлен ящик для пожертвований. Прямо над ним может висеть колокол с прикрепленной веревкой, но во многих храмах колоколов нет.
Храмы, в которых поклоняются нескольким ками, могут иметь несколько внутренних святилищ, в каждом из которых хранится свой священный символ. В таких случаях один ками считается главным, а остальные — второстепенными (при этом у каждого из них свой характер).
|