Страница: 1/3
«Солнце» - так кратко и интригующе в очередной раз (вслед за «Молохом» и «Тельцом») назвал свой новый фильм известный российский кинорежиссёр А. Сокуров.
Вот только образ дневного светила, вынесенного в название фильма, куда менее прост для восприятия его художественносимволического значения отечественной зрительской аудиторией. Ведь не все россияне знают, что центральный персонаж новой киноленты, император Хирохито, как и его предшественники на хризантемовом троне, был в глазах своих подданных - вплоть до разгрома Японии во второй мировой войне - потомком Аматерасу, богини Солнца, возглавлявшей многомиллионный сонм синтоистских божеств этой страны.
В самом деле, личная драма императора Хирохито заключалась именно в том, что ему довелось пережить гибель монархической системы, сочетавшей черты абсолютистского правления с духовным сплочением нации вокруг идеи божественного происхождения носителя императорской власти, призванного не только управлять страной, но и внушать всем японцам непоколебимую уверенность в безупречном совершенстве священной воли правителя, а попутно - безотчётную веру в правомерность любых амбиций японского государства.
Конечно, такая система не лишена некоторой привлекательности, своеобразного романтического магнетизма, уводящего в мир народной сказки, фольклора, на страницы «Кодзики», «Нихон сёки», «Манъёсю» - древнейших письменных памятников японской истории, где появляются первые реальные представители никогда впоследствии не пресекавшейся императорской династии. Действительность и сказка, легенда и письменно зафиксированный факт переплетаются в истории Японии настолько тесно, что создают благоприятнейшую почву для каких угодно, даже самых умопомрачительных идеологических доктрин. И, если согласно бытовавшему в стране представлению, лисаоборотень способна прикинуться… железнодорожным составом, то что мешало рядовому японцу поверить в «солнечные» гены императора?..
Как бы то ни было, императорская семья обладала мощными ресурсами духовного воздействия на подданных, тем более, что члены этой семьи традиционно отличались высоким образовательным уровнем и нередко обнаруживали творческую одарённость. Хирохито представлял собой в этом смысле весьма яркую фигуру: увлечение ихтиологией со временем выдвинуло его в число исследователей, активно разрабатывавших серьёзную биологическую проблематику. Красноречивы кадры, в которых император посещает свою лабораторию, - они насыщены светом, освежающим и раздвигающим окружающее пространство; в них император, несмотря на неотвратимый крах японской государственной машины, предстаёт в подлинном блеске неподдельного душевного самообладания, он подтянут, строг и исполнен любви и искреннего интереса к причудам жизни в водах океана. Ничего похожего на бессильное и безысходное томление властительного тирана, стоящего на пороге неизбежного крушения…
И всё же этот интеллигентный, сдержанный человек - венценосная особа. В его руках реальная власть, питаемая, помимо прочего, огромным материальным богатством и широчайшими связями с деловыми кругами - станом пресловутых «дзайбацу», знаменитых неутолимой жаждой прибыли и неукротимым экспансионизмом.
Колючей, крохоборски придирчивой и суровой правотой веет от строк в «Японском дневнике» Марка Гейна, американского журналиста, прилетевшего в декабре 1945 года на острова поверженной Японии: «Императорская фамилия держала большие средства в банках дзайбацу, в том числе в банках Мицуи и Сумитомо. В течение многих лет она была крупнейшим акционером судоходной компании «Ниппон юсен кайся» («НЮК»), владея б?ольшим пакетом акций, чем дзайбацу Мицубиси, которая контролирует фирму. С поразительной непредубеждённостью она также была крупным акционером главного конкурента «НЮК» - судоходной компании «ОСК лайн». Император был также акционером страховых компаний Мицубиси, угольных и бумажных фирм Мицуи, формозских сахарных и судоходных компаний, колониального и ипотечного банков Хоккайдо и даже отеля «Империал», в котором сейчас живут высокопоставленные американские офицеры.