Страница: 1/5
Однажды, когда ко мне в гости зашел
приятель, я как раз томился от скуки, и мы, попивая
чаек, стали беседовать обо всем на свете.
Невольно разговор зашел о Китае, и в беседе нашей
зазвучали слова, преисполненные патриотического
негодования. Мой приятель много
разглагольствовал, я отвечал на его вопросы.
Тогда он посоветовал мне записать все свои
высказывания, чтобы довести их до всеобщего
сведения. Хотя я неоднократно отказывался,
приятель столь настойчиво меня уговаривал, что я
все же решился написать об этом. Пусть мой
рассказ далек от совершенства, но ведь я не
собирался представить мое сочинение взору
высокопоставленных особ, а написал его лишь для
того, чтобы не нарушить обещание, данное другу.
1-й год Бункю, или год курицы, 12-й месяц, 7-й день.
Гость сказал: “Из последних новостей я
узнал, что правитель Китая сбежал в Маньчжурию, в
Мукден [1], и никак не может вернуться в Пекин. Влияние
Англии и Франции все более усиливается,
длинноволосые варвары вторглись в Китай и
всячески демонстрируют свою мощь. Они хотят
постепенно захватить все южные районы страны.
Мятежи возникают то здесь, то там, повсюду
происходят беспорядки, чинятся беззакония.
Сложилась поистине неприглядная ситуация.
Причина всего этого заключается в том, что
маньчжурская династия [2] долгое время жила в мире,
обороноспособность ее пришла в упадок, дух
воинов ослабел, великие мужи пребывают в лености
и праздности, горделиво говорят о китайской
культуре, китайской государственности, на людей
из других стран смотрят с презрением, считая их
необразованными и слабоумными варварами, даже
животными. Они не понимают, что китайская
культура уже не та, что в прежние времена, а
варвары - совсем не такие, какие были раньше. Они
не понимают, что страны Запада прошли большой
путь развития, начиная с астрономии и географии и
кончая физикой и химией, что европейцы стали
хорошо разбираться во многих вещах. Китайцы не
понимают, что европейцы обогнали маньчжурскую
династию, особенно в такой области, как
вооружения, они позабыли о том, что нужно быть
готовыми ко всякого рода неожиданностям. В
результате европейцы стали относиться к ним с
презрением, и китайцы подверглись нападению со
стороны тех англичан и французов, которых сами
раньше презирали, словно варваров или животных,
не обладающих достаточным интеллектом, а теперь
терпят от них поражение в войне. Однако если
сейчас, когда китайцы терпят поражение в войне,
они смогли бы узнать обо всех тех вещах, в которых
давно уступают европейцам, и создать, подражая
Западу, форты, пушки, корабли, нанять учителей
военных искусств, то обороноспособность Китая
возродилась бы и воины воспрянули бы духом…”
Честный человек сказал: “В Ваших
взглядах есть резон. Поистине, поскольку в Китае
мир был длительным, то обороноспособность страны
пришла в упадок, воины постепенно пали духом, а
великие мужи стали изнеженными и проводят все
время в праздности. Тогда-то западные
государства и стали относиться к Китаю с
презрением. Китайцы подверглись нападению со
стороны западных варваров и оказались в нынешнем
плачевном положении. Если же научиться у
европейцев строительству кораблей, пушек,
фортификационных сооружений, их методам ведения
военных действий, то обороноспособность страны
сможет возродиться, воины вновь обретут
свойственный им ранее сильный дух. Однако, чтобы
действительно поднять обороноспособность и дух
воинов, недостаточно просто построить корабли, пушки и
фортификационные сооружения. Хотя строить
корабли и пушки необходимо, хотя нужно
упражняться в военных искусствах и заниматься
подготовкой вооружений, все это - дело
вторичное, оно не является главным в укреплении
обороноспособности страны”.
Вопрос: “В таком случае хотелось бы
услышать Ваше мнение о том, что же является
главным в укреплении обороноспособности
страны?”
Ответ: “Строительство кораблей и
пушек, обучение военному искусству - это лишь
внешняя сторона укрепления обороноспособности,
она не может обеспечить военный дух. Как
говорится, это равносильно тому, чтобы построить
статую Будды, но не вдохнуть в нее душу. Поэтому,
если не выявить, в чем же состоит суть, а
ограничиться лишь внешними формами, пользы от
этого не будет. Главное в укреплении
обороноспособности государства - это создание
гармонии между людьми (дзинва). Если гармонии
между людьми нет, то пусть будут построены сотни
тысяч кораблей и пушек, пусть ночи напролет
проходят в тренировках и обучении,
обороноспособность страны все равно не
укрепится…