Страница: 1/3
Желание уничтожить в людях героизм - это извращение морали
(Генрих фон Трайтшке)
Необходимость повышения эффективности методов ведения боя уже в ранние периоды истории
Японии заставляла тех, кто посвятил себя сражениям, активно изучать разное оружие и возможности
его применения. Однако, ни стандартизация оружия, ни систематизация боевых искусств не была
возможна, пока не сформировался класс профессиональных воинов. Большинство исследований
указанного рода проводили буси - те, кто, выйдя живым из суровых битв, завоевал всеобщее уважение
и признание, которое так быстро приходит на поле боя. Примерно начиная со второй половины 12
века, результаты таких исследований систематизировались, а затем на этой основе формировались
рю - системы и школы боевых искусств. Основное внимание уделяли работе с наиболее часто
используемым оружием - луком и стрелами, мечом, копьем, алебардой, но при этом не упускали из
виду ни одного вида оружия или техники боя, которые могли оказаться эффективными. К 17 веку
будзюцу стало впечатляющей силой: сформировалось около шестидесяти различных боевых систем,
формально представленных в более чем девяти тысячах традиционных школ - рю.
Важно знать, что боевым качествам рю стали официально придавать значение при военном
правительстве (бакуфу) эпохи Камакура, когда правитель активно искал лучших представителей и
мастеров школ и приглашал их в качестве инструкторов. Те рю, которые отказывались сотрудничать с
правителем или не попали в число избранных им, продолжали развивать боевые традиции на частной
основе.
Следует согласиться, что с точки зрения современных стандартов классическая боевая рю
основывается на незыблемых правилах, оружии и технике боя. Тот факт, что такие традиции
сохранились в 20 веке, показывает верность традициям, а вовсе не неспособность представителей
этих школ изобретать, использовать или вносить новые идеи.
Каждая рю развивала собственные технические принципы, которые делали ее уникальной. Эти общие
принципы школы и особенности системы обучения составляли передающуюся из поколения в
поколение основу школы, недоступную для посторонних. Со временем распад очень многих школ на
отдельные ветви и направления, сопровождающийся развитием конфликтов и серьезными
профессиональными разборками, оказался неизбежным. При наличии растущего желания выяснить
чьи традиции лучше, схватки между мастерами, использующими технику разных школ, стали
повсеместными. Такие поиски оптимальных путей победы над врагом дали сильный толчок к еще
более широкому развитию будзюцу.
Будзюцу, представлявшее собой систему навыков ведения реальных боевых действий,
предназначалось как для армии, так и для флота. Представляя в первую очередь технику владения
разными типами оружия, в первую очередь мечом, копьем и алебардой, оно включало и
дополнительные системы, которые имели целью повысить эффективность использования оружия:
искусство строительства боевых укреплений, разведение сигнальных костров и даже обманные
стратегические и тактические действия могут быть названы как отдельные примеры большого числа
дополнительных дисциплин, относящихся к будзюцу.
Поскольку будзюцу представляло собой символ и средство достижения воинской силы и доблести, его
изучение было объявлено исключительной прерогативой класса профессиональных воинов. Те, кто не
относился к этому классу, хотя и не ходили совсем без оружия, но не имели права ни использовать
оружие буси, ни изучать будзюцу.
На основе знания истории Ёритомо хорошо представлял себе две вещи. Первое, что вооруженные
силы, хотя и не управляют полностью государством, но не могут быть исключены из этого управления.
И второе, верности и преданности способствует гордость боевыми заслугами, поскольку боевые
навыки отражают собственную гордость и уверенность в себе, и это способствует развитию чувства
чести как проявления собственного достоинства. Воины Ёритомо были преданны ему, потому что он
сам был буси, умеющим стрелять из лука и владеющим мечом на уровне лучших из них. Он также
придерживался принципа буси, что каждый воин должен быть постоянно готов сражаться и при
необходимости сразу вступать в бой и эффективно действовать в нем; большинство буси
действительно считало, что все остальное - это проявления эгоизма. Ёритомо требовал от своих
воинов постоянного изучения и отработки практических навыков будзюцу.