Период Хэйан (Хэйан дзидай, Heian-jidai, 平安時代) – последний период древней японской истории, который длился с 794 по 1185 гг.
Страница: 1/3
Именно в этот период истории в Японии наиболее сильны были конфуцианство и другие китайские влияния. Хэйан дзидай также считается периодом, в котором власть императоров достигла своего пикового значения. Кроме того, этот период примечателен появлением выдающихся поэтических и литературных произведений.
«Хэйан» (平安) в переводе с японского языка означает «Мир и спокойствие».
События периода Хэйан
Период Хэйан начинается с того времени, когда в 794 г. 50-й император Японии, император Камму (Kammu), перенёс столицу государства в Хэйан-кё (современный Киото). Также в этот период начинается усиление класса самураев, которые в конечном счёте захватили власть над Японией.
Номинально верховная власть принадлежала императору, но фактически она находилась в руках аристократов Фудзивара. Однако, для того, чтобы защищать свои интересы в провинциях Фудзивара требовались охранники, смотрители порядка и солдаты, так что в эпоху Хэйан класс воинов постоянно увеличивался.
В начале 939 г. Тайра-но Масакадо (Taira no Masakado), возглавив восстание в провинции Хитати (Hitachi), выступил против центрального правительств и почти одновременно на западе восстал Фудзивара-но Сумитомо (Fujiwara no Sumitomo). Но тем не менее до военного переворота было ещё далеко: он произойдёт в то время, когда большая часть силы правительства будет находиться в частных армиях сёгуната.
Примечательным является тот факт, что во время смуты Хогэн (Hōgen) самурайские дома впервые были допущены к открытой борьбе за власть. Тайра-но Киёмори (Taira no Kiyomori) возродил практику рода Фудзивара, посадив своего внука на трон и управляя страной, но в войну Гэмпэй (1180-1185) клан Тайра потерпел поражение, уступив Минамото. В 1185 г. Минамото-но Ёритомо (Minamoto no Yoritomo) захватил власть и создал «бакуфу» («bakufu»; «полевая ставка») – сёгунат Камакура в одноименном городе. Название сёгуната дало имя следующему периоду в истории Японии.
Регентство Фудзивара
Когда император Камму перенёс столицу в Хэйан-кё (Киото), который оставался императорской столицей в последующие 1000 лет, он сделал это не только для укрепления императорской власти, но и для улучшения геополитического положения правительства: Киото имел хороший речной доступ к морю, а из восточных провинций до города можно было добраться по наземным маршрутам.
В начале периода Хэйан (784-967 гг.) продолжалось следование культуре периода Нара: Хэйан-кё также, как и Нара, но в чуть более крупных размерах, был спланирован по образцу Чанъаня, столицы танского Китая. Избегание императором Камму резких реформ снизило интенсивность политической борьбы и он был признан в качестве одного из наиболее влиятельных японских правителей.
Хотя в 792 г. Камму была отменена всеобщая воинская повинность, он по-прежнему вёл крупные военные действия с целью подчинения «эмиси» («emishi»), возможных потомков людей периода Дзёмон, живших на севере и востоке страны. В 797 г. император Камму назначает нового командующего – «сэйи тайсёгун» («seii taishogun»), который к 801 г. завоёвывает эмиси и расширяет границы императорских владений до восточной оконечности Хонсю. Однако, контроль императора над провинциями был, в лучшем случае, слабым: в IX-X вв. большая часть власти перешла к кланам, игнорировавшим нововведения правительства в Киото.
После смерти императора Камму в 806 г. за престол начали бороться его сыновья и в попытке изменить существующую административную структуру в пользу императора были созданы два новых подразделения. Благодаря новой личной императорской канцелярии, император мог издавать указы более свободно, чем раньше. Также новая столичная полиция сменила по большей части церемониальные подразделения императорской гвардии. Эти два органа временно укрепили позиции императора, но ненадолго: влияние Китая на Японию завершилось с последней санкционированной императором миссией в танский Китай в 838 г. Империя Тан находилась в состоянии упадка, китайских буддистов жестоко преследовали, а уважение японцев к китайским институтам упало. Таким образом, Япония повернулась внутрь себя.
Как клан Сога контролировал престол в VI в., так клан Фудзивара выступал в качестве фактического правителя в Японии IX в.: один из членов этой семьи был главой личной канцелярии императора, другой стал регентом и ещё один – кампаку. К концу IX в. некоторые императоры пытались сопротивляться власти Фудзивара, но безуспешно. Однако, во время правления императора Дайго (Daigo; 897-930 гг.) регентство Фудзивара было прервано, т.к. Дайго управлял страной самостоятельно. Однако, Дайго не понизил Фудзивара, но напротив – клан во время его правления стал только сильнее.
Центральная власть в Японии продолжала слабеть и Фудзивара, как и другие влиятельные семьи и религиозные объединения, сумели приобрести ещё больше поместий («сёэн»), ещё больше повысив тем самым своё положение к началу X в.
К началу периода Хэйан сёэн получили юридический статус, а крупные религиозные учреждения получили легальный статус, освобождение от уплаты налогов, а их сёэн получили неприкосновенность от правительственных инспекций. Те люди, которые работали на земле, сочли выгодным передать права собственности владельцам поместья в обмен на долю урожая. Люди и земли всё больше и больше выходили из-под правительственного контроля и налогообложения, фактически вернувшись к тем условиям, что существовали до реформ Тайка.
Спустя десять лет после смерти Дайго Фудзивара обладали абсолютным контролем над двором. К 1000-му году Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga) мог по своему желанию возводить на престол и смещать императоров, а почти все государственные дела находились под управлением клана Фудзивара. По меткому замечанию историка Джорджа Б. Сенсома (George B. Sansom), Фудзивара стали «наследственными диктаторами».